Недоделано в СССР
23.01.2014 | 08:16

В Советском Союзе были секс, рок-н-ролл и даже концепт-кары.

Нам кажется, что советский автопром — это нечто простое, понятное и довольно скучное. Но на самом деле в СССР создавались потрясающие образцы автомобильного дизайна, многие из которых способны удивить даже сегодняшнего искушенного зрителя.

Вэтом материале собраны самые яркие концептуальные эксперименты и представлен обзор интереснейших советских автомобилей, которые никогда не поступали в массовое производство.

ГАЗ А-Аэро
~ 1932 ~


А-Аэро московского инженера Алексея Никитина, созданный на базе стандартного ГАЗ-а, отличался изысканным аэродинамическим кузовом. При этом, несмотря на футуристические формы, кузов Аэро был построен по старинке: деревянный каркас, обшитый стальным листом.

НАМИ-013
~ 1950 ~


Это уже был концепт-кар без скидок и извинений. Его идейный вдохновитель — Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. В этой машине эффективно использовалось пространство: при длине в 5 метров в НАМИ-013 имелось 3 ряда сидений. Однако энтузиазм Долматовского не нашел поддержки в вышестоящих инстанциях. Единственный прототип был утилизирован в 1954 году.

ЗИС-112
~ 1951 ~


ЗИС-112 инженера Валентина Росткова — это настоящий дрим-кар, тачка, утверждавшая если не превосходство социалистической индустрии над загнивающим Западом, то хотя бы паритет сторон. ЗИС-112 был мощным и обтекаемым, но весил при этом, как чугунный мост, и был столь же неповоротлив.

Белка
~ 1955 ~


Белка — еще один проект Юрия Долматовского. Машину назвали так не из-за проворства или компактных размеров, а в память о городе, где построили этот автомобиль — Ирбите, который еще до революции славился пушными ярмарками. Для того, чтобы попасть за руль Белки, надо было откинуть всю переднюю часть ее кузова.

МЗМА Москвич-444
~ 1958 ~


То, что первый Запорожец, прозванный в народе Горбатым, — это клон итальянской микролитражки FIAT, знают практически все. Но не многие в курсе, что в начале своего жизненного пути Запор считался Москвичом. Только потом по распоряжению сверху готовый концепт-проект городского Москвича со всей техдокументацией передали украинскому заводу Коммунар — общеизвестному родителю Запорожца. А Москвич так и остался прототипом.

Юность ЗИЛ-118
~ 1960 ~


В автобусе Юность для пассажиров предусматривались раздельные сиденья, индивидуальные светильники, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для одежды, мощная вентиляция и отопитель. Кстати, за дизайн интерьера отвечала женщина — Татьяна Киселева. Машина получила гран-при на Автобусной неделе в Ницце в 1967 году, но осталась невостребованной из-за дорогого производства.

ВНИИТЭ ПТ
~ 1963 ~


Безумная аббревиатура расшифровывалась как Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси. Это была еще одна попытка неунывающего Юрия Долматовского покорить Олимп отечественного автопрома, которая вновь завершилась поражением. К счастью, уникальное концепт-такси удалось спасти от утилизации. Сейчас автомобиль можно увидеть в Государственном Военно-техническом музее в подмосковной Черноголовке.

Москвич-408 Турист
~ 1964 ~


Это был московский кабриолет, главным минусом которого явилось отсутствие мягкого откидного верха. Он был сделан по заказу европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga. Интерьер Москвича создали под стать экстерьеру — в качестве обшивки использовался красный кожзаменитель, а передняя панель была покрашена в цвет кузова. Один из самых элегантных автомобилей СССР, увы, так и не удостоившийся чести серийного производства.

ВАЗ-Э1101
~ 1972 ~


Компактный ВАЗ-Э1101, не иначе как за пронзительно-жалостливый взгляд передних фар прозванный Чебурашкой, создавался исключительно внутренними силами ВАЗа и без участия иностранных специалистов. Однако до конвейера дело так и не дошло.

ВАЗ 1801 Пони
~ 1979 ~


Легкий открытый автомобильчик, разработанный к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью, и нетривиальными инженерными решениями. Достаточно сказать, что Пони был электрокаром! Но Пони так и не суждено было обслуживать Олимпиаду, ведь ходовые образцы были построены лишь в 1979 году, когда до Олимпиады оставалось меньше года, и времени на испытания и налаживание производства уже не было.

Охта НАМИ
~ 1987 ~


Трудно поверить, но кузов этого звездолета скрывает ходовую и агрегаты от ВАЗ-овской восьмерки. Максимальная вместимость концепта — семь мест. При этом сиденья второго и третьего рядов выполнены съемными, а передние можно развернуть на 180 градусов. Задний диван складывается в удобный столик.

МАЗ-2000 Перестройка
~ 1988 ~


Один из немногих в СССР концепт-грузовиков. Грузовик состоял из трех модулей: кабина, тяговый модуль и прицеп. В зависимости от ситуации их можно было комбинировать практически как угодно, меняя длину и грузоподъемность автопоезда. Всего было построено два концепт-трака. Сейчас МАЗ-2000 украшает главную проходную МАЗа.

НАМИ-0288 Компакт
~ 1988 ~


Проект микролитражного автомобиля участвовал в Токийском автосалоне и получил награду. Зарубежные товарищи смотрели на Компакт с интересом и удивлением — от СССР такого прогресса не ожидали.

Апельсин НАМИ-0290
~ 1988 ~


По идее, Апельсин — это гоночная Таврия, только от Таврии в нем не осталось практически ничего. Проект 0290 — по сути хобби молодых конструкторов НАМИ. Работники института занимались Апельсином в свободное от основной работы время. Автомобиль получил высокую оценку авторитетного итальянского издания Autosprint. Но, несмотря на это, в 90-е Апельсин был порезан на куски и выброшен на свалку, как и многие другие уникальные машины Страны Советов.

Источник: motor.ru